Статьи

ПРОФЕССИЯ ДОСУГ №3/2004 - "Еще раз о налогах"

Материал о налогообложении детских развлекательных аппаратов, опубликованный в №1 за 2004 год, вызвал очень много читательских откликов. Сегодня мы решили продолжить тему и вновь обратились за консультацией к вице-президенту компании SHININ&Co Дмитрию Шинину.

- Дмитрий, в прошлый раз Вы говорили, что со вступлением в действие 1 января 2004 года Главы 29 ЯК РФ для призовых аппаратов настанут тяжелые времена. Что изменилось за прошедшее время в сложившейся ситуации?

- Изменилось, к сожалению, многое. Налоговые службы однозначно определили свое отношение к развлекательным аппаратам, в том числе и кран-машинам. Великолепной иллюстрацией может служить письмо УМНС РФ по г. Москве.

Письмо УМНС РФ по г. Москве от 29 апреля 2004 г. №07-36/84 «О налоге на игорный бизнес»

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области направляет для сведения и руководства в работе ответы на отдельные вопросы налогообложения налогом на игорный бизнес. Ответы даны МНС России на основании вступившей в силу с 1 января 2004 года главы 29 «Налог на игорный бизнес» Налогового кодекса Российской Федерации(далее — Кодекс).

Вопрос: Является ли объектом налогообложения налогом на игорный бизнес кран-машина с выигрышем в виде мягкой игрушки, а также игровой автомат, предоставляющий в качестве выигрыша призовую игру, учитывая, что данные игровые автоматы не требуют получения лицензии?

Ответ: В соответствии со статьей 365 главы 29 «Налог на игорный бизнес» Кодекса налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 главы 29 Кодекса установлено, что объектами игорного бизнеса, подлежащими налогообложению в соответствии с главой 29 Кодекса, являются в том числе игровые автоматы.

Согласно статье 364 Кодекса под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения, а под азартной игрой - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения по правилам, установленным организатором игорного заведения.

При этом следует иметь в виду, что игра является одним из способов развлечения и характерная для некоторых игр направленность на развитие реакции либо способности к анализу не лишает их наличия элемента азарта и риска.

Исходя из этого игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки, а также предоставляющие игроку в качестве выигрыша призовую игру, подпадают под действие главы 29 «Налог на игорный бизнес» Кодекса.

Заместитель руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области Б.П. Чаплыгин.

Этот документ основывается на письме МНС России N 22-1-15/547 от 26.03.2004, что фактически распространяет изложенное выше толкование на все субъекты Федерации. То есть любой развлекательный аппарат с выигрышем (мягкой игрушкой, билетиком или призом) относится к игорному бизнесу, а следовательно, его необходимо поставить на учет в специализированной налоговой инспекции и уплатить налог на игорный бизнес, который, как мы говорили, составляет от 1500 до 7500 рублей в месяц.

Если бы эти аппараты зарабатывали бешеные деньги (от 1000 долларов в месяц), как наверняка думали в МНС, то их количество увеличилось бы. Но мы видим обратную картину: большинство операторов отказалось от эксплуатации подобных аппаратов, цены на кран-машины упали ниже их себестоимости. Если год назад новый кран стоил порядка 1500 долларов, а секонд-хэнд продавался не дешевле 1200 долларов, то сейчас за новый просят не более 1100 долларов, а за бывший в употреблении - не более 500 долларов.

Достаточно проехать по Москве: вы потратите много времени, чтобы найти хотя бы одну кран-машину. В итоге вместо увеличения сборов налога государство не получило ничего; а ведь для многих людей этот бизнес был источником существования. Остается надеяться, что новый закон об игорном бизнесе, который будет принят в начале 2005 года, расставит все точки над «i».

Но в любом случае официально обозначенная позиция МНС очень важна для операторов развлекательной техники. Ведь не секрет, что во многих регионах России ретивые мытари пытались ставить на учет и требовать деньги даже за обычные развлекательные аппараты без какого-либо выигрыша.

Теперь ДЕТСКИЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ К ИГОРНОМУ БИЗНЕСУ НЕ ОТНОСЯТСЯ! А их операторы могут использовать упрощенную систему налогообложения.

- То есть Вы по-прежнему рекомендуете «упрощенку» для небольших организаций?

- Да конечно. Если обороты меньше 15 000 000 рублей в год и организация работает с населением, то это безусловно выгодно. Но необходимо остановиться на двух, на мой взгляд, важных моментах.

С будущего года при «упрощенке» в качестве объекта налогообложения можно использовать только доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка по этой системе составляет 15%. Расходы, учитываемые для целей налогообложения, имеют закрытый перечень и описаны в статье 346.16 НК РФ.

В этом случае возникает необходимость детально вести и учитывать расходную часть, а соответственно, налоговые органы получают возможность контролировать и проверять правильность отнесения ваших затрат на расходы.

И второй важный момент касается доходов, получаемых организацией:

Статья 346.15. Порядок определения доходов

1. Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 настоящего Кодекса.

2. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

А о чем нам говорит упомянутая в тексте статья 251 НК?

К доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся следующие виды поступлений на расчетный счет или в кассу предприятия: залоги, задатки, кредиты, займы, получение имущества или денежных средств безвозмездно и прочие поступления.

Правда, все это касается только организаций и на ПБОЮЛ не распространяется. Для ПБОЮЛ формулировка довольно расплывчатая «Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности».

Является ли полученный задаток доходом индивидуального предпринимателя? В какой момент его необходимо учитывать: в момент получения или в момент начала выполнения им платежной функции?

Эти вопросы, ответы на которые лежат за пределами Налогового Кодекса, как правило, трактуются МНС в свою пользу. Поэтому индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему учета с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», следует быть предельно осторожным в этих пограничных вопросах.