Статьи

ПРОФЕССИЯ ДОСУГ №3/2005 - "Нестареющие джостики!"

С чего все начиналось в 70-х годах. С флипперов-пинболов и с видеоавтоматов, которые представляли собой на тот момент неказистый деревянный корпус с небольшим 14 дюймовым экраном, с двумя кнопками и одним или двумя джостиками на которых современники Биттлз и Дип Перпл ожесточенно резались в SPACE INVAIDERS и другие давно уже забытые игры.

 

Шли годы, технический прогресс не стоял на месте, аппараты усложнялись, увеличивались экраны, размеры самого аппарата. С появлением более мощных процессоров появилась возможность делать программы не только типа тетриса или атаки марсиан, но и некоторые подобия автогонок, электронных тиров.

80-е годы ознаменовались уже 20 дюймовыми мониторами в стандарте и рядом автомобильных гонок: POLE POSITION 82, OUT RUN Sega 86, HANG ON Sega 86, TX-1 Atari 85 ( Первый аппарат с 3-мя экранами), Operation Wolf Taito 87 ( Один из первых реальных имитаторов стрельбы). В 80-е появляются первые аппараты с подвижной платформой на гидравлическом или электромеханическом приводе.

Out Run DX Sega 86, Top Speed 86, After Burner DX Sega 87 .

В этот период о джойстиках стали потихоньку забыват, поскольку новые великолепные возможности, связанные с имитацией движения и полета напрочь отбили у игроков играть в крестики нолики.

Новую жизнь в джойстики вдохнули файтинговые игры: Появление STREET FIGHTER 87 и MORTAL COMBAT 89 перевернуло игровой мир. Шедевры СAPCOM и MIDWAY возродили былую славу джойстиков и уже миллионы игроманов по всему миру ожесточенно резались в эти игры. Одним из признаков невероятной популярности этих серий игр далее были выпущены Mortal Combat 2, Mortal Combat 3, Mortal Combat 4, а продолжения Street Fighter выпускается и по сей день, сейчас в японских топах игра Street Fighters III 3rd Strike, то что по этим игра были выпущены художественные фильмы MORTAL COMBAT и STREET FIGHTER c Жаном Клодом Ван-Дамом в главной роли. Обычно бывает наоборот, сначала снимается фильм а затем выходит игра, как было с Terminator, Star Wars или Jurasic Park.

Также нельзя обойти вниманием и целую плеяду игр от NEO – GEO Kings of Fighters.

В середине 90-х годов эстафету уже подуставшего Mortal Combat и Stret Fighter подхватили новые программы от SEGA Virtua Fighter III 97 и Namco Tekken 2 94. И вот уже на протяжении уже почти 12 лет этим сериалам принадлежит практически все игровое поле джойстиковых игр Нового и Старого света.

Вот этапы этого славного пути: Tekken 92 , Tekken 2 94, Virtua Fighter 3 95, Tekken 3 98, Tekken Tag 99, Virtua Fighter 4 2002, Tekken 4 2002, Tekken 5 2005. Эту монополию лишь несколько раз прерывали Dead or Alive 1 Tecmo 95, Dead or Alive 2 Tecmo 98 и Soul CaLibur 96.

В настоящее время наиболее популярными играми в неазитской части мира являются Tekken 5 и Virtua Fighter 4.

Необходимо отметить два основных подхода к джойстиковым аппаратам.

Американский корпус аппарата изначально «затачивался», стилизовался под конкретную игру, японский корпус являлся универсальным, а принадлежность к той или иной игре подчеркивалась только наклейкой и вывеской, установленной на корпусе.

Последний подход кажется более практичным так как:

-Очень легко осуществить апгрейд аппарата, установив новую pCB и поменяв только вывеску и несколько наклеек.

- Аппараты имеют стандартизованную геометрию, электронную начинку, что удобно в эксплуатации.

Основными параметрами джойстикового аппарата является диагональ экрана.

В настоящее время распространены следующие типа размеры:

CRT 25 , 28 , 29 , 32.

Проекционные: 42 , 50 .

CRT более долговечен, Проекционник более эффектен.

В эти корпуса могут инсталлироваться разнообразные программные носители.

Одним из наиболее распространенных в 90-х годах был стандарт JAMMA (Japan Amusement Machine Manufactor Association), который определял стандарты подключения игровой pCB к источнику питания, экрану и периферии. Это был очень удобный стандарт позволяющий использовать большинство pCB.

Альтернативой jAMMA PCB являлись системы, основанные на стационарной Mother Board и съемных носителях, представляющих из себя картриджи с памятью ROM.

Основными примерами подобного подхода являлись NEO-GEO (позволявшая установить в один аппарат до 4-х картриджей с играми) и SEGA CTV.

Несмотря на то, что фактически эти системы не принесли создателям серьезных прибылей, данный тип построения игровой платформы получил в дальнейшем очень широкое продолжение в виде платформы построенной на NAOMI mother board.

NAOMI позволяет использовать как картриджи с памятью, так и носители на CD или DVD дисках.

По опыту эксплуатации данная система является менее надежной, чем стандартная Jamma , но позволяет осуществить более дешевую модернизацию в пределах одной платформы. Наиболее типичным в настоящее время являются кабинеты с 29 дюймовым экраном с высокой игровой полкой рассчитанной не только на детей, но и на взрослых.

Это Naomi Video Cabinet, Net City. Эти кабинеты адаптированы под установку Naomi Mother board, для jAMMA удобнее использовать кабинеты типа megalo 410, New Astro City.

Оригинальный текст из журнала в формате PDF: статья