Статьи

ИНТЕРСЛОТ апрель 2005 - "Игроки маленькие, а рынок?"

О том, что происходит на рынке автоматов с денежным выигрышем сегодня знают все. Да, производителей становится с каждым днем все больше, да, идет активное освоение регионов, где несмотря на достаточно скромный уровень жизни население вовсю начинает интересоваться игрой (именно яркая капелька азарта может скрасить донельзя рутинные будни жителя маленького городка или поселка). Однако, говоря об индустрии развлечений в целом, не стоит забывать и о частностях.

Так, на наш взгляд, незаслуженно мало внимания уделяется сегодня отраслевыми изданиями такому важному сегменту рынка как развлекательным игровым автоматам. Мы решили исправить эту досадную оплошность собратьев по журналистскому цеху и поговорить с человеком сведущим, который не просто прекрасно разбирается в тонкостях рынка развлекательной игровой техники, но и сам является непосредственным участником всех происходящих в нем процессов. Рассказать на страницах журнала «ИнтерСлот» о главных тенденциях, наблюдаемых в сфере развлекательных игровых автоматов любезно согласился вице-президент компании SHININ GROUP Дмитрий Шинин.

 

- Дмитрий, что особенного происходит сегодня на рынке детских игровых автоматов?

- Это очень объемный вопрос, на него ответить можно либо очень коротко, либо очень пространно. Если вкратце, то могу сказать, что на самом деле ничего интересного не происходит, работа, конечно, идет, но и только. А если, как просили в школе, дать развернутый ответ, то отмечу, что рынок, безусловно, развивается. Не могу сказать, что этот процесс происходит быстро, взрывообразно, и, все же, движение вперед вполне заметно. Можно даже сказать, что наш сегмент рынка прогрессирует очень динамично. Тому есть веские причины. Ведь если посмотреть на индустрию развлечений в целом (которая, как известно, пребывает в активной стадии роста) и вспомнить о том, что развлекательные аппараты являются ее неотъемлемой частью, то вывод напрашивается сам собой. Однако не могу не отметить и сильное влияние, которое оказал закон о налоговых ставках в игорном бизнесе, вступивший в силу в начале 2004 года. Причем влияние это, в основном, негативное. Удар, в первую очередь пришелся по призовым аппаратам (с вещевым или иным выигрышем)! В результате принятия грабительской налоговой ставки, пострадали, в первую очередь, игроки, так как многие владельцы залов из-за непомерно высоких поборов, вынуждены были отказаться от подобной техники.

Теперь давайте попытаемся подсчитать потери - если говорить о залах с игровыми автоматами, ориентированных на детей, то там призовые автоматы подобные Кран-машинам и билетным аппаратам, в один момент ставшие убыточными, составляют примерно 60-70% от всего «ассортимента»! Залам, работающим с техникой SHININ Group, к счастью «повезло» больше, хотя, надо сказать, везение мы организовали себе сами, раз и навсегда избрав своим полем деятельности автоматы-симуляторы не имеющие выигрыша и соответственно, не подпадающие под действие «грабительской» статьи этого закона. Всем же остальным, конечно, тяжело пришлось. Не побоюсь сказать, что этот сегмент (автоматы с вещевым или иным выигрышем) фактически исчез, и, до момента принятия нового закона, предприниматели вряд ли возьмутся восстанавливать его, потому что затея будет слишком убыточной. Так что вся надежда сегодня на принятие нового закона, который ожидается в начале будущего года. Если депутаты не «ошибутся» вновь и избавят детские призовые автоматы от тяжкого бремени ничем не оправданного налогообложения, есть надежда, что, получив сильный динамический толчок, вся отрасль детских игровых автоматов «пойдет в рост», и в залы вновь вернуться поклонники подобных автоматов - им будет на чем играть.

- На прошедшем EELEX’e представители компаний, занимающихся развлекательными автоматами, сетовали на то, что их техника на профильной выставке мало кому интересна, и основная «аудитория» развлекательных автоматов обходит EELEX стороной. В каких еще экономических форумах, в таком случае, вы собираетесь принимать участие?

- Вы совершенно правы. На EELEX’e 2004 мы не представляли свой стенд, а лишь размещали рекламу в каталоге, да поддерживали наших партнеров, компанию, занимающуюся оборудованием для боулинга. Так что, как видите, мы не особенно заинтересованы в этой профильной выставке. Зато RAPPA SHOW и «КиноЭкспо» гораздо важнее для нас, ведь именно там мы находим новых клиентов и партнеров. На RAPPA в этом году наша компания была одним из официальных спонсоров, наравне с ведущей итальянской фирмой ZAMPERLA – производителем больших аттракционов. К сожалению, пока еще нет специализированной выставки по боулингу, но как только она появится, мы с радостью примем в ней самое активное участие. Что касается новых экономических форумов, то нам интересна выставка «МИР ИГР». Однако так как мы всегда очень осторожно относимся ко всяким начинаниям, участвовать в ней мы в этом году не планируем, а, как уже неоднократно поступали, заявим о себе с помощью рекламы в выставочном каталоге.

- Каковы перспективы развития отрасли развлекательных игровых автоматов в нашей стране. На Западе такая техника, насколько я знаю, пользуется огромной популярностью!

- Перспективы, как я уже говорил, связаны с принятием нового закона. Если детские призовые аппараты выведут из под действия законов об игорном бизнесе или налоговые ставки будут значительно изменены в сторону уменьшения, отрасль ожидает мгновенный скачок. Появятся и производители, и новые операторы. На порядок увеличится количество отечественных автоматов, а через несколько лет подобного бурного развития российская индустрия развлечений догонит другие страны. Если же процедура принятия «благожелательного» закона не состоится, то индустрия развлекательных игровых аппаратов вовсе не сойдет «на нет», ее ожидает подъем, но достаточно вялый, практически незаметный. То есть, коли в самое ближайшее время детские призовые аппараты не будут выведены из под действия законодательства об игорном бизнесе, отечественный рынок так и останется в арьергарде рынка всемирного. Отставание будет очень и очень сильным.

- Чего, по-вашему, не хватает на российском рынке детских игровых автоматов?

- На самом деле зачатки всего того «доброго» и «великого», на чем работает мировая индустрия, уже есть, направления деятельности, которые нужно развивать, избраны. Просто сегодня перед всеми нами, участниками этого рынка, стоит задача увеличить количество точек, пусть в России будет не 300 залов, а 3000. Пусть в год производится не 1000 автоматов, а 10000. Поймите, сначала нужно набрать необходимое количество, и уж потом «проращивать» сквозь него качество.

- То есть вы хотите сказать, что вся произведенная в России техника пока еще неконкурентоспособна?

- Это действительно так. Отставание от Запада слишком велико. Попробую пояснить сложившуюся ситуацию. Индустрия детских или развлекательных аппаратов более-менее развита только в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах, численность залов, в которых размещена такая развлекательная техника, крайне низка. Нормальная практика – одна-две площадки на целый город. Сами понимаете, что на Западе нет такой большой разницы между столицей и провинцией. И как, скажите на милость, развиваться в таких условиях нашим компаниями – производителям оборудования? Ведь речи не может идти даже о банальной конкуренции между фирмами-производителями! На рынке работают несколько крупных компаний и… все. «На пятки» им никто не наступает. С одной стороны это хорошо – ведь, казалось бы, весь рынок принадлежит им, но с другой – простора для развития все равно нет.

- Но ведь производители игрового оборудования с денежным выигрышем утверждают, что их техника вполне конкурентоспособна и даже пользуется популярностью в других странах!

- У меня нет оснований не верить им. Только вот следует понимать разницу между игровыми автоматами и автоматами-симуляторами. Давайте все-таки признаем, что игровые автоматы с денежным выигрышем, а также призовые автоматы – гораздо проще технически, чем автоматы-симуляторы. При изготовлении призовых автоматов используются и стандартные корпуса (как бы не кричали производители о новом мегапродвинутом корпусе, все равно, в основе его - прямоугольник, напичканный электроникой). Да и программы, написанные для таких автоматов, несмотря на стереозвук и трехмерную графику все же проще, чем в автоматах-симуляторах. Для того, чтобы конкурировать, производителям призовых автоматов, достаточно лишь немножко изменить внешний вид и усовершенствовать программное обеспечение. Если это сделано – успех новой разработке обеспечен!

А теперь давайте подумаем над тем, что такое развлекательный автомат-симулятор? Здесь все гораздо сложнее: начнем с того, что для каждой игры нужно создавать специально разработанный корпус, да и программы, которые программисты придумывают для автоматов-симуляторов значительно оригинальнее и сложнее. Причем дело здесь не только в трудоемкости их создания, а в том, что работать в этом направлении имеет смысл только тогда, когда у производителя есть шанс продать даже не 1000 таких автоматов, а 10000 и более. В России, сами понимаете, такая ситуация пока еще невозможна. Нет ни производителей, способных справится с такими большими объемами, ни покупателей, которые могли бы создать подобающий спрос. Поэтому, что касается перспектив, то, в первую очередь шанс есть у более простых – призовых автоматов.

Если же говорить о более сложных вещах, то, допустим на последнем шоу RAPPA одна из минских компаний представила интересный и хорошо сделанный развлекательный аппарат - симулятор, но когда я, ради интереса, подошел узнать цену, и мне назвали 25000 у.е. стало понятно, что этот автомат вряд ли найдет большое количество покупателей на рынке. Цена, согласитесь, заоблачная. Даже с учетом всевозможных скидок он никогда не сможет привлечь «массового» покупателя. И уж точно при таком ценовом раскладе невозможно конкурировать с западными «образцами» игровой техники, которые, за счет налаженного производства, стоят на порядок дешевле. Вот откуда столь печальная статистика – на Российском рынке развлекательных автоматов 99,9% всей представленной техники – иностранного производства.

- И все же работа ведь ведется. Можно ли выделить какие-то направления, которые развиваются лучше других?

- Ввиду узости рынка, выделить что бы то ни было сложно. Поскольку отрасль развлекательных игровых развлекательных аттракционов еще очень молода, большинство участников рынка, как котята, тыкаются в разных направлениях, пытаются выбрать наиболее подходящий путь развития, сулящий отличные перспективы. Кто-то работает на нижний возрастной контингент рынка (дети от 3-х до 5-ти лет) - это, в основном «оборудование» для игровых комнат, организованных во многих крупных магазинах. Кто-то ориентируется на молодежь - активных людей, тратящих свои, личным трудом заработанные, деньги. Есть и еще одно направление – семейный отдых. Тенденция последнего времени: все большей популярностью начинают пользоваться семейные игровые комплексы, где родители играют наравне с детьми.

- А как идет развитие этой отрасли в регионах?

- Сложный вопрос. С одной стороны, сегодня все больше компаний понимает необходимость работы с регионами, но с другой - если, к примеру, говорить не о миллионном городе, а о городе с населением в 500-600 тысяч, что он может предложить нашим развлекательным автоматам в качестве базы для развития? Как правило, в таких городах всего 1-2 современных кинотеатра, один центральный парк, который, находясь на скудной государственной дотации, не может позволить себе размещение новой игровой техники, и 2-3 боулинг-клуба. На этом список исчерпался. Организовывать в таких условиях отдельный игровой зал не имеет смысла. Только, когда в городе будет не три боулинг-клуба, а 15, столько же кинотеатров, когда городской парк будет в состоянии размещать современную технику, возможно настоящее проникновение этой отрасли в регионы.

Немаловажным фактором в развитии индустрии развлечений также является благосостояние населения. Даже Алексей Кудрин на недавнем заседании правительства отметил, что индустрия развлечений – вовсе не предмет первой необходимости: это не продукты питания, не автотранспорт. Инвестиции туда идут только в том случае, если общий уровень жизни населения повышается, и, соответственно, появляются свободные деньги на то, чтобы сходить куда-то развлечься. Так что пока в регионах не повысится уровень жизни, говорить о какой бы то ни было экспансии развлекательных автоматов невозможно

- Насколько вообще насыщен сегодня рынок детских игровых автоматов?

- С одной стороны насыщен крайне слабо (за исключением Москвы и, возможно, Санкт-Петербурга), с другой стороны, количество мест, пригодных для установки детских игровых аппаратов, тоже пока сильно ограничено.

- Не возникает ли у вас бизнес-конфликтов с производителями аттракционов? Или все же ваши ниши не пересекаются?

- Нет. Более того, производители аттракционов являются нашими стратегическими партнерами, поскольку для оснащения развлекательной площадки необходимо разнообразное оборудование как малых, так и больших форм.

- Можно ли говорить, что у нас рынок детских игровых автоматов вполне цивилизовался?

- В общем, да. Все компании, которые работают на рынке, строят отношения вполне «цивилизованно», в рамках закона. Все возникающие проблемы решаются путем переговоров. Что касается клиентов, тех, ради кого, собственно и существует индустрия развлечений и развлекательные автоматы, в частности, сегодняшние игроки, безусловно, отличаются от своих «собратьев» семилетней давности, которые очень слабо представляли себе, что такое игровой автомат и не знали с какой стороны к нему нужно подходить.

- Кто вообще чаще всего приходит в развлекательные центры? Можно ли сказать, что основная масса игроков – дети и подростки?

- Не совсем. Конечно, подростки составляют большую часть игроков, но не сильно отстают от них и остальные категории. Молодежь – уже состоявшиеся люди, знающие цену заработанным деньгам, тоже приходят в развлекательные клубы! Да и «родители» - люди взрослые, семейные, не отстают от своих чад. Как показывает практика, в развлекательные центры все чаще приходят семьями, причем играют тоже абсолютно все – от мала и до велика.

- Над чем сегодня работает ваша компания?

- Индустрия автоматов-симуляторов стремительно меняется. Все чаще можно встретить симбиоз между компьютерными технологиями, интернетом и развлекательным автоматом. Грубо говоря, последние новинки на Западе – объединение развлекательных автоматов при помощи интернета в целую сеть – не только в одном зале, но и в городе, и в регионе. Да что там говорить – возможности объединения при помощи всемирной паутины просто безграничны. «Пойманные» в сеть автоматы интересны тем, что позволяют многим игрокам единовременно находится в пространстве одной игры и не только играть и соревноваться, но также и вести общение между собой. Есть и еще одна новинка – система карт – когда человек приходит играть и, уходя, записывает свой результат на специальный магнитный носитель, что дает ему возможность в следующий раз играть уже не с нуля, а с набранного в предыдущий раз уровня. Вот эти два направления мы и разрабатываем. И, надо заметить, вполне успешно. В Москве, по крайней мере, есть все для внедрения этих модных западных новинок в жизнь.

- Какие первоочередные задачи вы ставите перед собой?

- На сегодняшний день главным для SHININ Group является экспансия в регионы. Понимая, что работа в Москве более проста и выгодна, чем в регионах, мы, тем не менее, нацелены на перспективу. Сейчас мы, можно сказать, закладываем фундамент для будущего успеха. Регионы - это то необъятное поле, которое сейчас «созревает» – мы хотим заставить его работать и приносить плоды. И это не просто слова, они подкреплены опытом, ведь когда мы начинали свою деятельность в Москве (это было в 1993 году), наша столица тоже была абсолютно «пуста», и сначала приходилось очень сложно – нужно было долго уговаривать владельцев кинотеатров и развлекательных комплексов, чтобы они установили наши автоматы. Но, как говорится, тяжело в учении, легко в бою - по прошествии уже трех лет, те же самые люди уже выстраивались к нам в очередь за новой техникой. Так что стоит начать. И не нужно бояться предполагаемых трудностей, ведь любое начинание, в которое вкладывают душу, обязательно приносит свои плоды.

- Много ли у вас конкурентов? И что вы делаете для того, чтобы «оставаться на плаву»?

- Безусловно, конкуренция не дает стоять на месте. Другое дело, что на сегодняшний день та часть нашей компании, которая занимается развлекательным бизнесом, охватывает все – начиная от продажи и поставки оборудования и заканчивая службой сервиса, ремонтом и эксплуатацией. Другой компании на российском рынке, которая предоставляла бы точно такой же объемный пакет услуг, я пока не вижу.

- То есть конкурентов у вас нет?

- Ближайших нет, есть уважаемые компании, с которыми мы конкурируем в той или иной области – с кем-то по продажам, с кем-то по эксплуатации, но компании, которая, как и мы, предоставляла бы весь спектр услуг, повторюсь, на российском рынке пока нет!

- В чем специфика работы с развлекательными автоматами?

- Специфика в самой идеологии. Игорный бизнес, прежде всего, базируется на азарте игрока, его желании выиграть. Развлекательный сегмент – в принципе предполагает другой вид азарта - спортивный, не даром же наибольшей популярностью пользуются соревновательные автоматы, где одновременно играют два игрока или человек соревнуется с компьютером. Есть и еще одно – стремление испробовать что-то новенькое, ведь автоматы-симуляторы сегодня позволяют «научиться» водить машину, стрелять из разного вида оружия. То есть первое отличие состоит в разных «сортах» азарта, который испытывают наши игроки, и любители автоматов с денежным выигрышем, а второе – в том, что наши развлекательные игровые автоматы все же ближе к компьютерной игре. Вообще наш сегмент рынка – автоматы-симуляторы представляют собой незабываемый «замес» из духа соревнования и компьютерной игры. Именно это и является главной особенностью, о которой нужно помнить, принимаясь за работу с развлекательными автоматами.

- В таком случае, видимо, необходима особая организация работы с персоналом развлекательного клуба?

- Я скажу прямо: новых подходов к работе нет, все-таки развлекательный клуб – каким бы он ни был, остается, прежде всего, заведением, где люди отдыхают, с удовольствием проводят свое свободное время, и, значит, сотрудники таких заведений должны уметь, в первую очередь, общаться с людьми. Конечно, работа в детских развлекательных клубах накладывает свою специфику, связанную с особенностями детской психологии, и все же, на мой взгляд, нет смысла обучать этому в каких-то специальных учебных заведениях. Если в зале работают квалифицированные менеджеры, специфику они уловят очень быстро.

- Как учитывался иностранный опыт, и существуют ли какие-либо российские ноу-хау в развлекательном бизнесе?

- Западный опыт мы, естественно, изучаем, но применять его, к сожалению, нельзя. Наша страна не Запад и не Азия, у нас свой путь развития. Так что просто копировать чьи-то технологии - не совсем правильное решение. Нужно самим искать ответы на возникающие вопросы и преодолевать трудности своими силами.

- Если бы вы сегодня начинали свой бизнес, занялись бы детскими игровыми автоматами или выбрали бы что-то другое?

- На самом деле, помимо бизнеса, связанного с развлекательными автоматами, наша группа компаний ведет и еще несколько проектов, совершенно с игровой техникой не связанных. Однако если бы сегодня пришлось открывать новое направление деятельности, я бы, не сомневаясь ни минуты, снова занялся бы развлекательной техникой. Почему? Да потому, что эта область деятельности достаточно перспективна. Она не только обещает большое будущее и позволяет реализовать себя, но и, конечно, несет в себе положительный моральный заряд. Ведь приносить детям радость, согласитесь, дорогого стоит.

Подготовила Елена ГРИГОРЬЕВА