Статьи

КИНОБЮЛЛЕТЕНЬ 4/2005 - «Мы помогаем увеличить доходность кинотеатра!»

О том, как можно с максимальной пользой использовать задействовать даже самый малый участок фойе (и о многом другом), рассказал корреспонденту журнала «Современный кинотеатр» Генеральный директор Группы Компаний «Shinin Group» Андрей Дидух.

Корреспондент: Учитывая, что наша беседа проходит во время проведения международной выставки “Kino Expo 2005” интересно узнать, как вы оцениваете развитие рынка продажи и аренды развлекательных аппаратов без денежного выигрыша в российском бизнесе кинотеатров?

Андрей Дидух: Участников нашего сегмента рынка немного. Существует всего две-три компании, способные предоставлять качественные услуги на высоком современном уровне. Есть также некоторое число мелких частных предпринимателей, которые, по сути дела, покупают у этих компаний оборудование, но их удельный вес не слишком велик. Впрочем, если оценивать ситуацию в целом по стране, то можно с уверенностью сказать, что и само данное направление российского кинобизнеса пока не получило надлежащего развития. Мы еще, можно сказать, в самом начале пути. Это, прежде всего, связано с недостаточным количеством современных кинотеатров, соответствующих понятию «досугообразующий комплекс». В любом таком комплексе - несколько составляющих. Помимо основного вида деятельности, то есть, в нашем случае, показа кинофильмов, клиенту необходимо предоставлять внушительное количество прочих услуг. И здесь наши аппараты, безусловно, могут сослужить менеджменту кинотеатра хорошую службу. Во-первых, они мобильны; во-вторых, существенно различаются по габаритам. То есть, их можно подобрать не только по ассортименту модельного ряда, но и по внешнему виду, высоте, ширине и т.д., да и при перемещении оборудования из угла в угол трудностей не возникнет. Таким образом, наши аппараты могут устанавливаться даже на самых малых площадях, непригодных для размещения прочих элементов инфраструктуры кинотеатра, что неизбежно ведет к повышению прибыльности всего предприятия в целом. Добавлю, что самые малые площадные параметры нашего оборудования равны 0,2 квадратного метра.

- Когда ваша компания вышла на рынок развлекательных аппаратов?

Андрей Дидух: Компания “Shinin & Co” была образована в 1993 году. Первым объектом для нас стал ЦПКиО имени Горького, где нашими специалистами были установлены детские развлекательные автоматы (имитаторы авто и мотогонок и т.д.) немецкого производства. Мы пробовали свои силы и в других областях развлекательного бизнеса связанного с бильярдом, игорным и парковым оборудованием, но в конце девяностых годов окончательно избрали направление, связанное с продажей и арендой развлекательного оборудования без денежного выигрыша. Сотрудничество же с представителями кинотеатрального бизнеса мы начали еще в середине девяностых. Тогда нашими аппаратами были оборудованы такие кинотеатры, как «Первомайский», «Ленинград», «Юность», «Художественный», «Брест», «Орион» и некоторые другие. Впрочем, то время было не самым благоприятным для отечественного кинематографа, и большая часть кинотеатров попросту не использовалась по назначению. С тех пор круг наших клиентов среди руководителей кинотеатров существенно расширился.

Андрей Дидух: Сегодня мы работаем с пятьюдесятью двумя кинотеатрами. В Москве наша доля в бизнесе аренды развлекательного оборудования кинотеатрам составляет около семидесяти процентов. Среди наших московских партнеров такие известные киносети, как «Каро Фильм», «Империя Кино», «Люксор», «Центр Фильм», «Пирамида», «Роскино», а также ряд независимых и государственных кинотеатров. Помимо столицы работаем также в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Смоленске, Чебоксарах. До конца 2005 года мы планируем увеличить количество наших площадок развлечений в кинотеатрах страны до шестидесяти. Речь в данном случае, идет об аренде нашего оборудования. Его продажа – это совсем другая тема для разговора. Достаточно сказать, что мы поставляем развлекательные аппараты в семьдесят два региона России. Наши аппараты эксплуатируются на территории от Калининградской области до Курил и Камчатки. Точное число кинотеатров, имеющих в наличии наше оборудование, назвать сложно в силу мобильности аппаратов. Зачастую собственник культурно-развлекательного центра имеет возможность приобрести другие досуговые предприятия, в том числе и кинотеатр. Умело использует возможность установки имеющегося в наличии оборудования на разных площадках.

- Какова специфика работы зала развлекательных аппаратов в кинотеатре?

Андрей Дидух: Один из главных принципов нашей работы – сбалансированность комплекса техники. Мы учитываем все категории потенциальных клиентов, никогда не выделяя из всего многообразия посетителей кинотеатра одну-единственную возрастную группу. Свой интерес в зале должны найти и дети 5-7 лет, и молодые люди двадцати пяти лет. Объем же парка развлекательных аппаратов следует соотносить с количеством залов, мест в них и пропускной способностью кинотеатра в тот или иной промежуток времени (в сутки, в неделю и т.д.). Конечно, однозальник на 250 мест, в фойе, которого расположились 50 развлекательных аппаратов, будет выглядеть довольно нелепо, да и о серьезной выручке в таком случае говорить не приходится. Так что в каждом конкретном случае мы отдельно рассматриваем вопрос относительно количества оборудования и местонахождения отдельных аппаратов. Директорам однозальных кинотеатров мы всегда рекомендуем начинать с пяти-шести аппаратов. В кинотеатрах на три-четыре зала, в зависимости от отводимой под наше оборудование площади, число машин можно увеличивать до 10-12, а в крупных мультиплексах цифры варьируются от 15 до 30 единиц техники.

- Ваша компания позиционирует себя, как «единственная реально работающая в России по схеме «Трейд-Ин». Расскажите, пожалуйста, об этой услуге поподробнее.

Андрей Дидух: Это система, позволяющая проводить своевременную замену техники. Вот, скажем, покупатель приобретает в собственность определенный объем оборудования, но через некоторое время какая-то его часть морально устаревает, другая – приходит в негодность, третья – попросту надоедает его клиентам. По схеме «Трейд-Ин» он получает возможность вернуть аппараты нам и, доплатив определенную сумму, взять новую технику. По этой системе мы начали работать в 1999 году, и с тех пор она неоднократно доказывала свою успешность, и по сей день, вызывая заинтересованность у клиентов, в том числе и потому, что в нашем сегменте рынка только наша компания предоставляет подобную услугу. Каждый месяц мы заключаем две-три сделки по «Трейд-Ин». Кстати, именно эта система наилучшим образом свидетельствует о серьезности намерений региональных партнеров в области организации залов развлекательных аппаратов, и способствует установлению наших отношений с ними на основе аренды.

- Что выгоднее для директора кинотеатра: приобрести развлекательный аппарат раз и навсегда или же арендовать его у вас?

Андрей Дидух: Каждый директор кинотеатра, разумеется, сам делает свой выбор. Но наши основные партнеры, которые в основном находятся в Москве, считают наиболее выгодным для себя вариант аренды, поскольку в таком случае мы полностью берем на себя техническое сопровождение, абсолютно бесплатное для наших клиентов. Наша сервисная служба работает круглосуточно, что позволяет устранить большинство неисправностей в работе оборудования буквально в течение одного дня. Немаловажен и тот факт, что любую поломку наши специалисты могут устранить, не привлекая к ремонту зарубежных партнеров. Производственная база компании вполне позволяет решить любую техническую задачу собственными силами. Должен сказать, что в Москве мы уже давно работаем по схеме обмена 30-40 процентов техники за сезон. А это означает, что идет постоянная ротация, и наши аппараты не успевают надоесть посетителям кинотеатра. Если же кто-то приобретает у нас оборудование в собственность, то по истечении срока гарантии (от 6 месяцев до года) ответственность за нормальную эксплуатацию и замену оборудования он несет сам. А тот факт, что в регионах мы гораздо чаще продаем оборудование, чем сдаем в аренду, объясняется нашим постоянным поиском интересных партнеров, не только безупречных в плане финансовой чистоплотности, но и реально способных развивать наш сегмент бизнеса и поддерживать его на должном уровне. По этой причине мы нередко вынуждены отказывать в аренде малознакомым клиентам.

- Имеет ли смысл организация зала развлекательных аппаратов в однозальном кинотеатре, или все-таки это в большей степени прерогатива мультиплексов?

Андрей Дидух: Мы накопили богатый опыт работы с однозальными кинотеатрами, а также первыми в нашей стране начали работать с мультиплексами по данной тематике. Однозальные кинотеатры – это, как правило, культурно-развлекательные объекты районного значения. Директору такого однозальника не составит большого труда найти 10-15 метров свободной площади. И если он хороший администратор, то сумеет заставить эту площадь работать на себя. Прибыль должен приносить каждый квадратный метр! А организация зала развлекательных аппаратов - один из лучших способов повысить привлекательность кинотеатра для местного населения.

- А насколько широк ценовой диапазон на аппараты, рекомендуемые вашей компанией для размещения в кинотеатрах?

Андрей Дидух: Мы работаем с очень широким спектром оборудования. В нашем сток-листе – около двухсот различных наименований. Соответственно, и цены варьируются очень широко. Если старые модели, на которые, кстати, также устанавливается гарантийный срок, мы можем продать примерно за 500 условных единиц по курсу доллара США, то некоторые новые аппараты вполне могут стоить и 20 и 25 тысяч долларов. Все определяется в ходе переговоров на основании объективных факторов. Представители кинотеатров, находящихся в частной собственности, как правило, предпочитают приобретать актуальное оборудование, соответствующее или лишь немногим уступающее московскому уровню, который в свою очередь вполне соотносится с уровнем Италии или Испании. Аппараты такой категории стоят обычно от 5 до 12 тысяч долларов. Государственные кинотеатры, как правило, подобным бюджетом не располагают и приобретают аппараты попроще.

- Судя по каталогу компании “Shinin Group”, вы не работаете с аппаратами с денежным выигрышем. Почему?

Андрей Дидух: Когда мы выбирали свой путь, очень многие компании ринулись в игорный бизнес. Не желая вести конкуренцию в столь насыщенной среде, мы предпочли стать первыми в выбранном нами секторе. Это всегда приносит свои дивиденды.

- Какие действия должен предпринять директор кинотеатра, желающий открыть на вверенной ему территории зал развлекательных аппаратов?

Андрей Дидух: Для начала он должен обратиться к нам. После этого наши специалисты посетят кинотеатр, осмотрят помещение, объяснят основные принципы работы аппаратов. Будут сделаны замеры, на основании которых будет сформировано техническое задание для директора, который сможет затем поставить конкретную задачу своему инженерному персоналу. Ведь существуют определенные стандарты относительно помещения, вентиляции, электрических коммуникаций и так далее. Если здание новое или качественно отреставрированное, то с момента обращения партнера к нам до установки техники проходит от 10 до 20 дней. В отдельных случаях удается установить оборудование в течение одной рабочей недели.

- Какие факторы нужно учитывать при наборе персонала для работы в зале развлекательных аппаратов?

Андрей Дидух: Основной возрастной контингент посетителей таких залов – от 5 до 25 лет. Понятно, что таким клиентам приятно будет общаться с молодым персоналом дееспособного возраста, то есть, от 18 до 25 лет. Как правило, руководители мультиплексов и других досугообразующих комплексов берут на работу смежников, например, студентов самых разнообразных вузов (не обязательно технических). Наша практика показывает, что один маркер без проблем справляется с 20, а то и 30 аппаратами. Специальных технических знаний здесь не требуется, а элементарным правилам эксплуатации нашего оборудования работники обучаются во время инструктажа. К тому же сервис-центр компании “Shinin & Group” работает круглосуточно, так что в случае какой-то серьезной поломки можно в любой момент обратиться за помощью непосредственно к нам.

- Нужно ли лицензировать работу зала развлекательных аппаратов?

Андрей Дидух: Коммерческая эксплуатация развлекательного оборудования без денежного выигрыша по российскому законодательству лицензирования не требует. Достаточно, чтобы в уставных документах организации, берущей такого рода технику в аренду или в собственность, был пункт о «праве предоставлять услуги населению».

- Влияет ли на работу зала, сезонный фактор?

Андрей Дидух: Конечно, влияет. Как бы ни хотелось этого избежать, но наше направление, как и весь развлекательный бизнес, зависит от сезонного фактора. Сезон начинается в конце сентября и заканчивается после майских праздников. Затем начинается пора школьных и студенческих экзаменов, а за ней – время летних отпусков. Эти месяцы не слишком прибыльны ни для зала развлекательных аппаратов, ни для кинотеатра в целом. Впрочем, с увеличением числа мультиплексов и прокатом все большего количества фильмов в течение года грань между финансовыми показателями лета и зимы начинает понемногу стираться. Разумеется, это не говорит о том, что люди стали меньше отдыхать летом. Причина в другом - репертуар кинотеатров стал интереснее и разнообразнее, а кинотеатры комфортнее и привлекательнее для проведения в них свободного времени.

- Какова рекомендуемая вами цена жетона?

Андрей Дидух: Мы никогда не навязываем нашим партнерам жесткие ценовые рамки. Стоимость здесь, как правило, формируется в результате совместного диалога, и наша позиция в этом вопросе всегда отличается гибкостью. Что касается Москвы, то здесь цены варьируются от 20 до 50 рублей за жетон.

- По какому принципу вы выбираете зарубежных партнеров, поставляющих аппараты?

Андрей Дидух: На сегодняшний день выбор в нашей области развлекательного бизнеса не слишком велик. Есть несколько основных фирм, производящих разного рода модели развлекательных аппаратов, и поэтому все вынуждены покупать оборудование у дистрибьюторов этих компаний. Однако разумнее говорить не о конкретных дистрибьюторах, а о стране, из которой мы предпочитаем ввозить наши аппараты. Мы остановили свой выбор на Японии. Не секрет, что при производстве аппаратов одной и той же компании в разных странах очень часто используются местные комплектующие. Мы пришли к выводу, что японская электронная начинка все же лучше английской или, скажем, ирландской. То же касается и корпусов, при производстве которых в Японии в большей мере используют пластиковые детали. В Америке же и Великобритании предпочитают ДСП, что ведет к снижению надежности оборудования. Следует также сказать, что оснащенные большим экраном аппараты типа De Luxe в Японии, как правило, оснащаются проекционными телевизорами фирмы Toshiba или Hitachi , которые функционируют на достойном уровне 6-7 лет, а европейские экраны через 4-5 лет чаще всего теряют свои характеристики, а то и вовсе выходят из строя. Наконец, наши японские партнеры – это представители фирм SEGA, Namco и Konami - исключительно честны и всегда неукоснительно следуют своим обязательствам.

- Какие новинки компания “Shinin Group” планирует представить на российском рынке в ближайшее время?

Андрей Дидух: Мы всегда стремимся адекватно отвечать на изменения международного рынка и приобретать самые современные модели. Однако каждому нашему приобретению предшествует тщательное маркетинговое исследование – ведь новизна модели совсем не гарантирует ее популярности и востребованности. К тому же всегда следует учитывать соответствие концепции нового аппарата ментальному восприятию российского клиента. Покупка осуществляется только при благоприятном совпадении вышеперечисленных и некоторых других факторов. В ближайшее время мы планируем уделять большее внимание аппаратам, связанным с созданием виртуальной реальности, то есть подвижным имитаторам, обладающим разными степенями вращения. К ним, в частности относится аппарат “F-Zero AX”, который уже сейчас можно увидеть в мультиплексе «Формула Кино» на Можайке» и в открывшемся в сентябре мультиплексе «Октябрь». Кроме того, в ближайшие годы перспективы развития нашего сектора развлекательного бизнеса компания ‘Shinin Group” видит в уменьшении габаритных размеров автомата и повышении его коммерческой привлекательности за счет применения новых технологий TTF, LCD и плоских экранов, позволяющих передать более точное и высококачественное изображение.